Фото: Shutterstock
Российский рынок бизнес-образования по итогам 2024 года, по прогнозу Минэкономразвития РФ, должен вырасти более чем на треть, до 100 млрд руб. При этом 92% образовательных организаций в этой сфере ожидают, что в ближайшие два-три года спрос на их услуги повысится, показало «Исследование рынка бизнес-образования России», проведенное Президентской академией, СберУниверситетом и Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО).
В целом последние годы рынок бизнес-образования демонстрирует устойчивый рост, отмечает директор Института бизнеса и управленческого образования РЭУ им. Плеханова Анастасия Зайцева: «Оно играет важную роль в обеспечении экономики квалифицированными кадрами. Поэтому для сохранения конкурентоспособности в быстро меняющемся мире компании будут продолжать инвестировать в обучение сотрудников».
Что стимулирует рост популярности отечественного бизнес-образования
Изменения в геополитической ситуации существенно отразились на деятельности деловых школ в России, сообщает портал «МВА в Москве и России»: «Некоторые школы потеряли западных партнеров и преподавателей, международные ассоциации бизнес-образования — AMBA, AACSB и EQUIS — приостановили деятельность в РФ и заморозили выдачу аккредитаций российским учебным заведениям».
Уход с российского рынка иностранных бизнес-школ после введения санкций с 2022 года внес свои коррективы в его развитие — снизилась доступность международных программ, а слушатели, желающие пройти обучение за рубежом, ограничены в выборе, признает Анастасия Зайцева.
Но, с другой стороны, такая ситуация, по ее словам, побудила работодателей инвестировать в развитие корпоративных университетов, а также повысила популярность российских бизнес-школ у слушателей. «Сами учебные заведения стали предлагать новые образовательные проекты и адаптировать модели обучения под изменившиеся реалии», — продолжает эксперт.
Кроме того, российские организации стали сами выходить на новые рынки: например, Плехановский университет открыл в ОАЭ филиал, на базе которого реализуются в том числе прог- раммы бизнес-образования. Около 17% из 30 крупнейших отечественных бизнес-школ, корпоративных университетов и тренинговых центров, участвовавших в «Исследовании рынка бизнес-образования России», планируют получать аккредитацию в дружественных странах. И каждая третья организация отметила, что намерена развивать образовательные программы с партнерами из стран БРИКС, СНГ, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Быстрее и конкретнее: чего хотят слушатели от бизнес-образования
Новые тренды развития российского бизнес-образования обусловлены структурными изменениями на рынке труда, ростом нестабильности внешней среды для бизнеса, а также цифровизацией экономики, говорит проректор Финансового университета по научной работе Светлана Солянникова. Она отмечает рост интереса к специализированным программам, ориентированным на конкретные отрасли или навыки. На первом месте среди тематик, по оценкам эксперта, использование технологий искусственного интеллекта, информационная безопасность и защита данных, что объясняется активной цифровой трансформацией бизнеса. Следом идут программы, связанные с актуарной деятельностью: в условиях высокой волатильности на различных рынках бизнесу важно оценить большой спектр рисков и обязательств компаний. Третья зона повышенного интереса — формирование навыков работы с цифровыми финансовыми активами и цифровыми валютами, перечисляет эксперт.
В целом отмечается тенденция к сокращению сроков программ, интенсификация процесса обучения, акцент на активные формы проведения занятий, в том числе с элементами геймофикации, проектной работой и решением реальных кейсов развития бизнеса, а также повышение гибкости при конструировании и предложении программ бизнес-образования, рассказала Светлана Солянникова. В результате, по ее словам, сейчас популярны практикумы и специализированные программы для предпринимателей и управленческих команд.
Авторы «Исследования рынка бизнес-образования России» отмечают, что самая большая доля работодателей — 62% — предпочитают отправлять сотрудников на обучение не более чем на два-три месяца. Треть слушателей выбирают гибридное и онлайн-обучение.
Использование цифровых образовательных технологий, которые позволяют получить гибкий формат обучения, действительно актуальный тренд, говорит Анастасия Зайцева: «Очное обучение по-прежнему очень важно, но дистанционные форматы ценят за удобство, адаптивность и масштабируемость».
Особый случай: как учатся руководители
Топ-менеджеры компаний проявляют больший интерес к офлайн-формату обучения, очень ценят живую экспертизу, опыт преподавателей, возможность обсуждать сложные кейсы и получать инсайты, рассказала доцент кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Юлия Ильина. Кроме того, таких слушателей меньше интересуют короткие программы, отмечает проректор Президентской академии, президент РАБО Сергей Мясоедов: «Чем выше позиция слушателя в служебной иерархии, тем больше времени он готов учиться — до 13 месяцев, по программам с наиболее широким охватом интересующих направлений обучения».
Среди высшего управленческого корпуса, по словам замдиректора дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ Ольги Руксовой, есть запрос на развитие адаптивности, устойчивости, эмоционального интеллекта, лидерских метакомпетенций, а также навыков в принятии решений и формировании стратегии устойчивости компании в условиях быстро меняющейся внешней среды. Тогда как в сегменте программ для линейных менеджеров, по ее словам, приоритет отдается прикладным навыкам, направленным на решение конкретных профессиональных задач, связанных, в частности, с управлением проектами, анализом данных и принятием управленческих решений на их основе.
Сегодня спрос на программы для топ-менеджмента растет наиболее заметно — на них приходится больше половины всех курсов, отмечает Сергей Мясоедов. Чаще всего руководители проходят программы повышения квалификации — они обеспечивают 41% выпускников, рассказывает он. На втором месте — программы профессиональной переподготовки руководителей, которые проходят 37%. Еще 8% слушателей заканчивают кастомизированные образовательные программы для корпоративных заказчиков и 7% — программы МВА и их ближайшие аналоги (EMBA и DBA), говорит руководитель РАБО.
Желание топ-менеджеров учиться связано с ситуацией на рынке труда: по прогнозу Минтруда, к 2030 году на фоне развития технологий потребность в руководителях снизится на 7%, или 500 тыс. человек. Кроме того, в условиях высокой неопределенности у работодателей растет запрос на развитие новых управленческих компетенций. Все это повышает потребность в переподготовке управленцев и стимулирует спрос на программы бизнес-образования, отмечают аналитики Президентской академии и СберУниверситета.