Юношеская самооценка уязвима, и формируется она как раз на пороге взрослой жизни
Выпускники 2025 года заканчивают ЕГЭ-марафон — в четверг, 5 июня, сдают иностранные языки, биологию и географию, и для большинства это последний экзамен. Результаты ЕГЭ и даже послевкусие после экзамена может стать серьезным ударом по самооценке семнадцатилетних — многим из них придется осознать, что «вуз мечты» останется мечтой (баллов не хватит), а чье-то самолюбие всерьез подкосит невозможность поступить на бюджетное отделение. Главная задача родителей в этот непростой период — не только обдумать возможность учёбы на платной основе (хорошо, если семейный бюджет это допускает!), но и позаботиться о психологическом комфорте своего малыша-абитуриента. Коучи и психологи напоминают: психика молодых людей сейчас невероятно уязвима, и эхо абитуриентского лета может аукаться всю дальнейшую жизнь.
тестовый баннер под заглавное изображение
Самооценка молодых людей не формируется из ниоткуда, даже если в нашей культуре принято воспринимать ее как часть характера: мол, просто я неуверенный. Однако корни такого ощущения могут лежать именно в школьных годах, объясняет в беседе с корреспондентом «МК» коуч Александра Прицкер.
— Самооценка — это следствие накопленного нами опыта, возможно, постоянной критики в детстве, обесценивания, жесткой конкуренции, травм, отсутствия поддержки.Часто корни заниженной самооценки лежат в посланиях со стороны значимых для ребенка фигур. При этом речь не обязательно о какой-то тяжелой психологической травме, зачастую причиной могли стать самые обычные фразы, которые повторялись много раз и по факту стали своего рода «системой посланий», сформировавшей негативную оценку. Можно вспомнить, как щедры бывают родители и учителя на фразы вроде «Можно было сделать лучше», «Опять накосячил», «Снова получил двойку» и т.п. Такие фразы кажутся обычными и даже безобидными, однако потом они могут сослужить дурную службу.
По словам эксперта, во время выпускных экзаменов (ЕГЭ) эта проблема достигает апогея, поскольку свой вклад в формирование заниженной самооценки вносит и школьная система, культура сравнения и конкуренции.
— Всё проявляется как никогда ярко. В случае неудачи один человек скажет себе: «Ну ок, не вышло сейчас, попробую еще раз», а другой жестко раскритикует: «Ты опять все испортил, ничего не можешь сделать нормально» и т.п. То есть, самооценка – это тон внутреннего диалога, особенно в сложных моментах, — добавляет эксперт.
Значимый фактор – влияние соцсетей с культом «успешного успеха». Родители хотят, чтобы сын или дочь были успешными, сильными, потому могут как будто задавить его избыточными ожиданиями — мол, ты поступаешь только вот в этот вуз, потому что только этот вуз делает успешных людей. В результате, если молодому человеку не хватает баллов ЕГЭ для «вуза мечты», он может почувствовать себя никчемным. Однако уже в 17-18 лет пора понимать, что всё это лишь «слои» чужих ожиданий, сравнений, негативного опыта, и с каждым новым слоем человеку все сложнее поверить в себя.
В юношеском возрасте это может быть сделать достаточно сложно, поэтому в этот момент выпускнику-абитуриенту особенно нужна помощь взрослого: не обязательно родителя — может быть, коуча, психолога, друга.
— Это бич многих: люди стремятся к успеху, но живут с ощущением «я недостаточно для этого хорош». Или требуют от себя слишком многого, а потом «наказывают» себя за усталость и выгорание, — добавила эксперт, подчеркнув, что на пороге взрослой жизни ребятам особенно важно своевременно справиться с такими проблемами.