Прощай, Toyota! Какие машины будут массово продавать после нового «утиля» :: Autonews

Какие плюсы может принести изменения правил расчета утильсбора, какие автомобили массово начнут покупать россияне и кто из импортеров не сможет адаптироваться к новым условиям? Об этом Autonews.ru побеседовал с основателем компании EvoCars, занимающейся доставкой и реализацией иномарок из Китая, Денисом Блиновым.

Утилизационный сбор — это единоразовый платеж, который взимается при производстве или ввозе автомобиля в Россию.

Для частных лиц, покупающих машины для личного пользования, действуют льготные тарифы: 3,4 тыс. руб. за автомобили до трех лет и 5,2 тыс. руб. — старше трех лет. Для компаний автомобиль до трех лет с двигателем объемом 1,0–2,0 л нужно заплатить 667,4 тыс. руб., а для агрегатов 2,0–3,0 л — 1,875 млн руб. Ставки ежегодно индексируются.

Минпромторг предложил изменить систему расчета утильсбора: вместо объема двигателя будет учитываться мощность. Льготы сохранятся лишь для автомобилей с моторами мощностью до 160 л.с., для машин с более производительными агрегатами действует коммерческий сбор. Впрочем, первый вице-премьер Денис Мантуров пока поручил Минпромторгу отсрочить введение новой методики.

Основатель компании EvoCars Денис Блинов Основатель компании EvoCars Денис Блинов (Фото: из личного архива Д. Блинова)

Рынок полностью перестроится

По словам Блинова, речь идет не просто о повышении цен, а о масштабной перестройке всей системы. По его словам, совокупный рост стоимости автомобилей при ввозе может составить от 200 тыс. до 2 млн руб. — диапазон огромен, и все зависит от типа двигателя.

Наибольшее подорожание, по прогнозу эксперта, может затронуть гибридные и электрические модели, где сумма утильсбора особенно заметна, однако сделать точный расчет пока невозможно.

«Даже ФАС признает, что проект постановления Минпромторга фактически меняет методику вычисления, и пока новые правила не утверждены окончательно, расчеты остаются условными», — добавил Блинов.

Говоря о возможных последствиях для участников рынка, Блинов не исключает, что часть игроков действительно уйдет. Прежде всего — так называемые серые импортеры, которые ранее использовали сомнительные схемы растаможки и неофициальные платежные инструменты.

После обновления правил им будет просто невозможно продолжать работу в прежнем формате. В результате рынок очистится. По мнению эксперта, это «естественная фильтрация» рынка, которая приведет к формированию более прозрачной и устойчивой структуры поставщиков.

Эти автомобили не вырастут в цене

При этом автомобили мощностью до 160 л.с. сохранят прежние льготные коэффициенты, а значит, в этом сегменте рост цен не прогнозируется. По наблюдениям собеседника Autonews.ru, именно в этот класс сейчас смещается основной спрос.

«Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос именно на сегмент до 160 сил, поскольку покупатели стараются успеть оформить сделки до вступления новых правил», — подчеркнул он.

По мнению эксперта, маломощные автомобили будут продаваться лучше всего (Фото: Shatokhina Natalya / NEWS.ru / Global Look Press)

Блинов считает, что автомобили мощностью до 160 л.с. и станут основным драйвером продаж.

«В то же время средний сегмент — автомобили вроде Toyota Camry, RAV4 и аналогичные модели — постепенно уйдут в прошлое, уступив место более компактным, экономичным и технологичным решениям. Их место займут модели, более соответствующие новой экономике и запросам покупателей», — уверен он.

Плюсы новых правил расчета утильсбора

Блинов убежден, что в долгосрочной перспективе изменения пойдут отрасли на пользу. На смену серым схемам придут стабильные логистические цепочки и понятная система ценообразования. В выигрыше окажутся те, кто сможет предложить клиенту не только сам автомобиль, но и гарантированный уровень сервиса, юридическую чистоту сделки и прозрачные документы.

«В новых условиях на рынке останутся компании, чья деятельность будет полностью легальна и прозрачна, соответствующая как букве, так и духу закона», — уверен основатель EvoCars.

Блинов отметил, что начинается новая глава российского авторынка: для честных поставщиков — это не кризис, а переход к новой модели спроса, где на первый план выходят экономия, сервис и доверие.

«Сейчас ключевыми становятся не «понты» и мощность, а рациональность, прозрачность и адаптация к правилам», — добавил он.

По его словам, рыночные игроки уже подготовилась к грядущим переменам, выстраивая прозрачные каналы поставок и разрабатывая предложения под новые условия.

«Те, кто адаптируется быстрее других, станут лидерами нового, более зрелого авторынка. Мы видим в этом не угрозу, а возможности», — заключил специалист.

Компаниям придется адаптироваться под новые условия в максимально сжатые сроки (Фото: DongChedi)

Изначально Минопромторг предложил ввести новые правила расчета утильсбора с 1 ноября 2025 года. Однако первый вице-премьер Денис Мантуров поручил перенести эти сроки на месяц. Вместе с тем эксперты уверены, что обновленная методика заработает не раньше 1 января 2026 года. В частности, с таким предположением в разговоре с Autonews.ru выступал эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала «Метод Малова» Евгений Малов.

Читайте также:

  • Новый утильсбор отложат на несколько месяцев? Эксперт все рассказал
  • Прощай, Kia. Вот как изменится рынок бюджетных иномарок в России
  • Новый «утиль» отложили. Дилеры рассказали, когда лучше купить машину

Авторы Теги Алексей Панков

More from my site